Четверг, 14.11.2019, 11:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
English Русский

Меню сайта
Подразделы
Хор "Пересвет" [24]
Статьи о хоре в российской и зарубежной прессе
Главная » Статьи » Хор "Пересвет"

Богородские Вести / Поле битвы - Душа / 2007.09
01.09.2007

Муниципальные Богородские Вести

 

Поле битвы - Душа.


   Перед Вами не хроника успеха, сведенная к рафинированной полуправде и сфабрикованная в угоду собственного тщеславия. И не пустословная дискуссия о том, что современный мир искусства - это клан беспринципных волков, готовый "разорвать" любой намек на талант. И тем более не попытка высказать свои наставления потомкам и современникам. Перед вами история творческого полета. От себя и снова к себе. В ней были разные эпизоды: подъем ввысь, опасное приближение к "скалам", сомнения в правильности курса и смелые решения. Незыблемым оставалось одно: то упорство, с которым мужской хор "Пересвет" и его руководитель Дмитрий Юденков отстаивали право на сохранение собственной независимости и истины, близкой их мироощущению. А еще в этой истории нет места для скандалов, суетной погони за "вечнозелеными условными единицами" и громких "Разоблачений" других музыкальных коллективов. На это "Пересвет" не разменивал свои силы. Он поставил иную, чуждую для понимания многих персонажей цель - динамичное движение вперед. Как личностное, духовное, так и профессиональное. В итоге хору удалось достичь практически невозможного: его чистейшее акапелльное звучание в совокупности с высококлассным, но при этом по-настоящему страстным, фонтанирующим эмоциями исполнением способно сломить все те нынешние бессмысленные стены из скепсиса и холодности, которые сковывают и разъедают человеческую душу. Если вы когда-нибудь по воле подлинного искусства теряли связь со временем и реальностью, то тогда вы понимаете гамму ощущений, которую переживаешь в миг встречи с творчеством хора "Пересвет". Такое творчество - это настоящий вызов разуму и дар сердцу. Оно обнажает ту часть нас, которую не контролируют мысли, открывает путь к диалогу без слов. С миром внешним, внутренним и внеземным. И, наверное, есть нечто символичное в том, что хор, носящий имя святого воина-монаха, нашел свое новое пристанище в части столицы, которая именуется Богородское. Впрочем, не будем обращаться к теме судьбы - что путь, что полет предсказать не всегда возможно. А вот поговорить о том, каким он был и каков он есть для хора "Пересвет", нам удалось с художественным руководителем коллектива - Дмитрием Юденковым.

 

- Давайте вернемся к событиям десятилетней давности. Вы тогда выбрали достаточно несвоевременную форму для ансамбля. Чем был обусловлен данный выбор?

 

- Видимо, меня можно считать показательным примером, характеризующим процесс длительного духовного просвещения. Поэтому создание "Пересвета" - это результат всех предшествующих событий моей жизни, начиная с самого детства. Моей натуре всегда свойственна последовательность действий: если я взялся за какое-либо дело, то обязательно стараюсь довести его до конца. Как говорил Пастернак, "дойти до самой сути". Поэтому во многом появление именно такого коллектива, как "Пересвет", оказалось закономерным. В детстве и юности я, мягко говоря, сдержанно относился к хору: он рождал во мне ощущения "казенщины", я не понимал этих псевдостраданий и излишне помпезного исполнения. И только со временем я понял, насколько дьявольски умно поступили большевики, уделив такое большое значение хоровому пению: оно как нельзя лучше соответствовало корневой ментальности русского народа. В итоге имманентно присущее народу искусство просто возвели на идеологическую платформу. После школы я поступил в Гнесинскую Академию, а закончил ее как раз в период празднования тысячелетия Крещения Руси, когда из под идеологического гнёта в отечественное культурное пространство вырвался мощнейший поток духовной музыки. Наверное, в это время и произошел первый перелом в моём сознании. До этого я воспринимал религию исключительно как "мракобесие". Но именно в то время под влиянием своего брата я пришел в храм как певец и там впервые услышал пение настоящего церковного мужского хора. Для меня это было подлинным ударом грома - Божественного Грома.
Просто откровение.
Еще одной важнейшей причиной моего интереса к церковной музыке стало то, что во мне, как музыковеде, неизбежно существовала потребность понимать, о чем я говорю. Больше всего я не любил и не люблю некомпетентность и непрофессионализм. Вот так постепенно началось мое движение к осознанию религии, проникновению в нее. Дальнейшее течение "перестройки", митинговая вакханалия, политическая и социальная фальшь привели к идейному разочарованию. У меня появилось другое ощущение правды. В итоге я крестился уже в полном согласии с собой. На церковном певческом клиросе я не удовлетворился лишь ролью певца, и со временем стал сам управлять хором в качестве регента. Чем больше я погружался в мир русской церковной музыки, тем более меня потрясала гениальная продуманность церковной службы: ее внутреннее и внешнее великолепие, тысячелетиями формируемая отточенность, соразмерность и сопряженность всех литургических элементов. Здесь, на клиросе, я черпал вдохновение. Светская музыка на тот момент для меня умерла. Я относился к ней с нескрываемым отрицанием. Не привлекал меня и смешанный хор, подлинное искусство я видел в мужском хоре.
Параллельно мой младший брат, закончивший Академию хорового искусства, поехал за границу для продолжения вокального образования. Вскоре я получил от него кассету с записями исполнения мужского хора, в котором он тогда пел. Я до сих пор помню ощущение от прослушивания: именно тогда для меня открылась профессиональная сторона хорового пения. Подчеркиваю: пока еще только технологически-профессиональная. Если хорошо подобраны голоса, если хоровая техника на высоте, то это по-настоящему впечатляет. Только потом я осознал, что для подлинного искусства тому коллективу не хватало одного - пассионарности. Это было классическое, качественное звучание, но в нем не доставало искреннего религиозного чувства.
В начале 90-х годов я несколько раз ездил с различными отечественными коллективами на гастроли за границу и не мог не заметить, что в выступлениях огромного числа коллективов, исполняющих русскую духовную музыку, созидательный религиозный пафос в очередной раз начал перерождаться в некий набор казённых музыкальных клише, по сути лишь имитирующих нечто "духовное". Музыканты просто отрабатывали деньги, не вдумываясь, о чем они поют и как они поют. Я же всегда был против мертвечины, мне нужна была идеологическая опора, настоящая живая духовность музыки, высота, смысл. Желание создать свой коллектив стало уже практически абсолютным. И тогда я сформулировал для себя сверхзадачу-миссию: я хочу внести ноты гармонии и любви в мир, полный злобной и равнодушной суеты. В этом и состоит мой вечный, пожизненный пафос.
Все это и стало комплексной предпосылкой для создания коллектива с гордым названием "Пересвет", который составили люди, близкие моему мировоззрению, практически плоть от плоти. В те времена большинством руководила одна цель - выживать, но я требовал от хора неукоснительно выполнять наш основной принцип, наше творческое кредо: если мы выходим на сцену, мы должны верить в то, что мы исполняем, заражать верой людей и делать это страстно, не жалея своих сил. Как и все максималисты, мы всегда действовали открыто, предельно искренне: очаровывать душу "прелестными технологиями" шло вопреки нашим убеждениям. Поэтому для зрителя всегда оставался выбор: любить нас такими, какие мы есть или нет, принимать нас или оттолкнуть.
Во многом, мужской хор стал инструментом выражения моих мыслей и чувств. Я не дирижирую хором сам, являюсь именно художественным руководителем, то есть формулирую общие принципы, творческую стратегию развития коллектива, и в этом тоже состоит уникальность нашего коллектива, поскольку обычно такие обязанности совмещаются. К счастью, мне безумно повезло с дирижером, а со временем сформировался и достаточно сформировался и достаточно стабильный певческий состав.

 

- Насколько я знаю, репертуар вашего коллектива очень разнообразен. Не создает ли это нарушение грани между мирским и сакральным?

 

- Нет. Подлинное искусство само по себе сакрально. Это таинство. Настоящая музыка - всегда молитва по своей сути. И именно по этому хор "Пересвет" довольно быстро после своего создания перерос рамки чисто церковного искусства и обратился ко всей русской и мировой музыкальной сокровищнице. Я уверен, что талантливое произведение всегда аппелирует к Духу, в нем есть Горний Свет. Поэтому для нас главный критерий отбора - это талантливость музыки, ее обращенность к светлым сторонам бытия, тем вещам, которые заставляют человека быть лучше, преображают его. Мы никогда не пойдем по пути бессмысленной пропаганды или абсурдных провокаций. Мы просто, подобно нашему небесному покровителю Александру Пересвету принимаем музыкальный вызов, заставляя публику восхищаться неожиданными исполнением и видением, нарушаем условности и рамки. Для нас не существует ограничений жанровых, временных, авторских. Конечно, в нашем творчестве всегда останется и духовная музыка, и академическая, однако в юбилейный для нашего коллектива год мы снова обратились к военной песне, что, учитывая наше название и мировоззрение, абсолютно естественно. Символично, что первый альбом нашего коллектива назывался "Пересвет: песни российского воинства", а по прошествию десяти лет готовится альбом "Песни героев".
В целом, вне зависимости от того, идет ли речь о народной, духовной или светской музыке, мы всегда стараемся внести в нее свое неформальное понимание, прийти к осознанию того, что это должно быть творение, рожденное в счастливых муках, а не банальная перепевка. И мы счастливы, что за эти годы мы имели возможность это делать, приобретая друзей, покровителей и преданных слушателей.

 

- Для меня достаточно неожиданным было узнать, что вы тесно сотрудничали с любимым композитором Кустурицы - Гораном Бреговичем и многими другими известными фигурами...

 

- Вот видите - сфера нашего творческого поиска чрезвычайно широка! Сейчас, к сожалению, по не зависящим от нас причинам сорвалось сотрудничество с Теодором Курентзисом, но в декабре мы будем давать большой сольный концерт в рамках филармонического абонемента "Музыка народов мира", который состоится в Малом Зале Консерватории. Формат будет акапелльный, при этом Филармонией перед нами поставлена амбициозная задача - никакой академической, духовной и, тем более, военной музыки. Вот это настоящий вызов! А относительно Бреговича - это другой полюс нашего творчества. С ним мы познакомились во время его приезда в Москву. У него есть традиция - если он приезжает на гастроли в ту или иную страну, то для участия в концерте обязательно приглашает только местный вокальный коллектив. В результате для России выбрали для выступления нас. Лично меня поразило, что матрицы его произведений пластичны, он постоянно импровизирует, поэтому от нас потребовалось проявить подлинное мастерство. Я до сих пор не могу забыть эти выступления: это происходило в период Пасхальных Дней 2001 года. После ночных служб мы приходили на репетиции, а вечером уже было выступление. Такой накал сделал свое дело: выступление прошло восхитительно. В определенный момент возникло внутреннее ощущение, что весь хор слился в одного человека, было достигнуто фантастическое единство. После русских концертов в Москве и Питере в течение двух лет мы дали совместно с Бреговичем еще около десятка концертов в разных странах - от Англии и Франции до Испании и Марокко.
Такие эксперименты, на мой взгляд, просто необходимы, поскольку я хочу, чтобы наш коллектив был динамичным, современным. Умение сочетать сохраненные тысячелетние традиции и новаторский подход, стремление к движению - это насущная необходимость для саморазвития, самосовершенствования.

 

- Достаточно долгое время гастроли "Пересвета" проходили, по большей части, за рубежом, хотя сейчас ситуация меняется. С чем это связано и могли бы вы сопоставить выступления в России и за границей?

 

- Видимо, здесь возникает очередной парадокс. Как я уже говорил, мы негосударственный хор, но истые "государственники" с активной гражданской позицией. Мы - коллектив с четкой идеологией, "солдаты" своего государства, и при этом Запад открыл наше творчество для себя раньше. Но сейчас перевес количества наших выступлений за границей над Россией стал гораздо менее существенным. И я горжусь, что теперь мы на Родине защищаем идею патриотизма, работаем на укрепление вечных ценностей. Для меня не выбора "Где лучше". Ответ очевиден - здесь, в своей стране. Я с глубоким уважением отношусь к другим государствам, но главной и единственной для меня всегда будет Россия. Поскольку мы универсальный коллектив, то можем выступать везде, но здесь выступления более волнительны, они рождают больший энергетический заряд. Я искренне мечтаю, чтобы мы поехали в большой тур по стране. Даже сейчас каждый выезд - это праздник и для нас, и для зрителей.

 

- Вы часто говорили, что ваше творчество обращено к Духу. А как вы лично интерпретируете загадку русской души?

 

- Для меня загадка русской души состоит в ее вечной раздвоенности. Мы живем в крайностях, контрастах, мы всегда между Ангелом и Бесом. На мой взгляд, это составляет самую сердцевину парадокса русской души. Она способна на фантастические взлёты духа, океан любви, и при этом также не менее способна на ужасающие злодеяния. Наше творчество обращено как раз к Ангелу. Мы пытаемся напомнить людям об их светлой половине, пробудить её. И в этом состоит наша миссия. Дай Бог нам всем Света и Созидания.

 
Категория: Хор "Пересвет" | Добавил: Wilyam (21.11.2011)
Просмотров: 1277 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0













  


Copyright Хор "Пересвет" © 2019| | Хостинг от uCoz